Последний обер-прокурор Святейшего Синода; министр исповеданий Временного правительства русский, богослов, историк церкви, церковный и общественный деятель, как последний обер-прокурор подготовил самоликвидацию института обер-прокуратуры и передачу полноты церковной власти Поместному Собору Русской Православной Церкви 1917-1918 гг..
Родился в семье уральского шахтёра. Окончил Пермскую семинарию (1894) и Санкт-Петербургскую духовную академию (1899). В Санкт-Петербургской духовной академии преподавал историю русской церкви (1900—1905). Позднее преподавал на петербургских Высших женских курсах (1906—1918).
Активный участник Религиозно-Философских собраний в Санкт-Петербурге в 1901-1903 гг. Личный друг и участник религиозной общины, в которую входили З.Гиппиус, Д.Мережковский, Д. Философов, М. Шагинян. Активный сотрудник издания "Новый путь", редактировавшегося Мережковскими. Печатался под псевдонимом Т. Романский.
Работал редактором-издателем газеты «Вестник Жизни». Был председателем Религиозно-философского общества в Петербурге (с 1909 по 1917 гг. ).
Его главные труды: «Краткий историко-критический очерк систематической обработки русской церковной истории» (СПб., 1903), «Русская церковь в 1904 г.» (СПб., 1905), "Очерки по истории Русской Церкви" (Париж,1959). Часть редких статей была опубликована в издании "Церковь. История. Россия" (М.,1996).
С 25 марта 1917 — товарищ обер-прокурора Святейшего Синода; с 25 июля 1917 — обер-прокурор Синода. Первый министр вероисповеданий Временного Правительства (1917). Арестован вместе с другими министрами Временного правительства во время октябрьских событий в ночь с 25 на 26 октября 1917 г. Пребывал в заключении в Петропавловской крепости до начала Февраля 1918 г., откуда выпущен под обещание не предпринимать активного противодействия Советской власти. Эмигрировал в Эстонию. Во Временном правительстве Юденича заниимал пост министра исповеданий.
В январе 1919 выехал из России. Был активным деятелем русской эмиграции — занимал должность председателя Русского национального комитета в Финляндии, затем в Париже, член епархиальных собраний и епархиального совета Русского экзархата Вселенского престола, участник съездов Русского студенческого христианского движения (РСХД). Вместе с С.П. Мельгуновым был одним из редакторов и идеологов парижского еженедельника "Борьба за Россию".
Был одним из основателей и профессором Свято-Сергиевского Богословского института в Париже (1925—1960). Учениками его являлись: о.И. Мейендорф, П. Ковалевский, о. И. Шмеман.
Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.