Тютчев Федор Иванович

Тютчев Федор Иванович (23.11(5.12).1803, село Овстуг, ныне Брянской области 15(27).7.1873, Царское Село, ныне г. Пушкин Ленинградской области), русский поэт. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Рано начал писать стихи; в 1819 выступил в печати с вольным переложением из Горация. В 1819-21 обучался на словесном отделении Московского университета. По окончании курса зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. Состоял при русских дипломатических миссиях в Мюнхене (1822-37) и Турине (1837-39). В бытность Тютчева за границей его стихи и переводы (в том числе из Г. Гейне) появлялись в московских журналах и альманахах. В 1836 А. С. Пушкин, восхищенный стихами Тютчева, доставленными ему из напечатал их в "Современнике". Вернувшись в Россию (1844), Тютчев с 1848 занимал должность старшего цензора Министерства иностранных дел, а с 1858 и до конца жизни возглавлял Комитет иностранной цензуры.

Как поэт Тютчев сложился на рубеже 20-30-х гг. К этому времени относятся шедевры его лирики: "Бессонница", "Летний вечер", "Видение", "Последний катаклизм", "Как океан объемлет шар земной", "Цицерон", "Silentium!", "Весенние воды", "Осенний вечер" и др. Проникнутая страстной, напряженной мыслью и одновременно острым чувством трагизма жизни, лирика Тютчева художественно выразила сложность и противоречивость действительности. В конце 40 - начале 50-х гг. Тютчев испытал подъем поэтического творчества; в 1854 вышел первый сборник его стихов, получивший признание современников.

В студенческие годы и в начале пребывания за границей Тютчев находился под влиянием свободолюбивых политических идей. Однако с развитием революционных событий в Европе укрепляются его консервативные настроения. В 40-х гг. политические взгляды поэта приобретают панславистскую окраску: самодержавная Россия, призванная объединить все славянские народы, мыслится им в качестве оплота против революционного Запада (политическая статья "Россия и революция", 1849, и др., стихи "Море и утес", "Рассвет", "Пророчество" и др.). Боясь революции, Тютчев испытывал в то же время острый интерес к "высоким зрелищам" социальных потрясений. В самом себе поэт ощущает "страшное раздвоенье", "двойное бытие", составляющее, по его убеждению, отличительное свойство человека той эпохи ("Наш век", 1851, "О вещая душа моя!", 1855, и др.).

Философские взгляды Тютчева формировались под воздействием натурфилософских построений Ф. Шеллинга. Лирика Тютчева пропитана тревогой. Мир, природа, человек предстают в его стихах в постоянном столкновении противоборствующих сил. Человек обречен на "безнадежный", "неравный" бой, "отчаянную" борьбу с жизнью, роком, самим собой. Однако фаталистические мотивы сочетаются в поэзии Тютчева с мужественными нотами, славящими подвиг сильных духом натур ("Два голоса", 1850). Особое тяготение проявляет поэт к изображению бурь и гроз в природе и в человеческой душе. Представлением о всеобщей одушевленности природы, о тождестве явлений внешнего и внутреннего мира обусловлены особенности поэтики Тютчева. Образы природы в поздней лирике окрашиваются прежде отсутствующим в них национально-русским колоритом. Тютчев - наряду с Е. А. Баратынским - крупнейший представитель русской философской лирики 19 в. Художественный метод Тютчева при всем его своеобразии отражает общее для русской поэзии движение от романтизма к реализму.

В 50-60-х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Тютчева, потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний.

Проникновенный лирик-мыслитель, Тютчев был мастером русского стиха, придавшим традиционным размерам необыкновенное ритмическое разнообразие, не боявшимся необычных и в высшей степени выразительных метрических сочетаний. Многие стихи Тютчева положены на музыку ("Весенние воды" С. В. Рахманинова и др.), переведены на иностранные языки.

Жизнь и творчество Тютчева отражены в музейных экспозициях подмосковной усадьбы Мураново и в селе Овстуг Брянской области.