Симеон Солунский, свт.

Будущий святитель родился в Константинополе. Он горячо любил эту древнюю столицу и превозносил её как средоточие мирового Православия даже в эти последние годы умалившейся Восточной Римской империи.

Он принял монашество с именем Симеон и проходил иноческую жизнь в малой келии, возможно в монастыре свтятых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, к которым он был очень близок. Симеон был твёрдым сторонником паламитсого богословия, исихастом, ревностным последователем монашеских идеалов, зилотом Православия. Впоследствии он был рукоположен во иеромонаха и, по предположению историков, возможно бывал при патриаршем дворе.

В конце 1416 или начале 1417 года Симеон был рукополжен во архиепископа Солунского. Новое служение оказалось тящким бременем и здоровье владыки сильно пошатнулось. Как он сам передаёт, он спасся и восстановил здоровье благодаря заступничеству великомученика Димитрия Солунского, покровителя кафедрального города.

Святитель Симеон служил архиепископом Солунским в течении последних тринадцати лет существования города под державой Византийских царей, почти до самого взятия турками в 1430 году. В течении почти всего его архипастырства, Салоники былы под угрозой немедленного турецкого захвата или полного венецианского диктата. Многие жители хотели сдать город чтобы избежать участи завоёванных, или же сполна ввериться венецианцам-католикам. Бескопмромиссная верность святителя как своему императору так и Святому Православию стяжали ему немало врагов, но он сумел удержать город в верности этим идеалам до своей кончины в сентябре 1429 года. Уже через шесть месяцев после этого оставшаяся без своего стойкого предстоятеля Солунь пала и митрополичий собор был превращён в мечеть.

Почитание

Его справедливость и забота о бедных стяжала святителю Симеону всенародное признание уже при жизни, так что даже иноверные венецианцы с евреями оплакивали его смерть. Почитание владыки не пресекалось из поколения в поколение, а память о святителе и его дух жили во множестве его выдающихся трудов. Его официальное прославление наконец состоялось в 1981 году, когда святитель был канонизирован Священным Синодом Вселенскго Патриархата.

Труды

Святитель Симеон автор множества разнообразных писаний на литургические, пастырские, канонические, догматические, апологетические, моральные, исторические и политические темы. Во всех работах он был пламенным защитником Православия – характерной для него является фраза: «Истинное благо для людей – быть Православными, а если не быть, то лучше умереть.»

Святитель признан величайшим византийским литургистом. Он наиболее знаменит своим массивным трудом, Диалог против Ересей и о Единственно-Истинной Нашей Христианской Вере, а Также о Священных Обрядах и Таинствах Церкви, который считается классическим. Вместе с некоторыми его другими работами, он был впервые опубликован патриархом Иерусалимским Досифеем в Яссах в 1683 году и переведён на новогреческий в 1791 году и на русский в 1856–1857 году, а затем воспроизведён у Миня в его Patrologia Graeca (том 155), Париж, 1866. В 1940 году Д. Бальфур открыл рукопись с 20 неизданными творениями Симеона, опубликованных в 1979 и 1981 годах.