Феофан Новоезерский (Соколов), архим.

(в миру Феодор) архимандрит Кириллова Новоезерского монастыря; по происхождению из дворян, родился 11 мая 1752 г. в гор. Троицке, Пензенской губернии; скончался 3 декабря 1832 года. Образование Ф. получил в доме родителей и уже на 14-м году жизни объявил свое намерение поступить в монастырь, но по желанию родителей должен был отправиться в Москву и поступить на службу в Вотчинную коллегию. В 1771 г., во время чумы, он потерял своих родителей и, пораженный грозными явлениями смерти, решился оставить службу и идти в монастырь. Первыми местами его пребывания были пустыни — Саровская (был в ней недолго), Санаксарская (пробыл три года) и Введенская Островская, Владимирской губ. (был два года); в них он усердно проходил все послушания и утверждался в благочестии. В 1777 г. он предпринял путешествие ко св. местам, но доехал только до молдавского монастыря Тисман, где был удержан и пострижен в монашество с именем Феофана. Притесняемая турками братия монастыря Тисман переселилась на время (1778—1780 гг.) в Молченскую Софрониеву пустынь, а монах Феофан удалился в Флорищеву пустынь, где был произведен в иеродиакона и через два года вернулся в Софрониеву пустынь. В то время стали требовать в Александро-Невскую лавру из разных монастырей лиц для занятия некоторых должностей. Из Софрониевой пустыни вместе с другими в 1782 г. был отправлен и Ф. В лавре он проходил должности канонарха, ключника, затем взят был в келейники к митрополиту Гавриилу и в 1785 г. рукоположен в иеромонаха крестовой церкви. Он был очень близок к митрополиту, пользовался его доверием и писал для него все "секретные бумаги". Митрополит ценил в иером. Ф. духовную опытность и знание иноческой жизни, советовался с ним при выборе настоятелей монастырей Новгородской епархии и назначил его в общество ученых, исправлявших присланный из Молдавии перевод книги "Добротолюбие". "Он не знает греческого языка, — говорил о Ф. митрополит, — но из опыта знает духовные истины, которых нельзя постигнуть одним только книжным учением, и потому правильнее ученых может понимать смысл наставлений, содержащихся в книге Добротолюбие". В 1791 г. Ф. посвящен был в игумена Моденского монастыря, Новгородской епархии. За два года управления этим монастырем он успел выстроить каменную колокольню и трапезу, увеличить число братии и богомольцев, ввести строгий порядок и чинное отправление богослужения. В 1793 г. игумен Ф. был перемещен в Кириллово-Новоезерский монастырь, которым и управлял до самой смерти. Он сообщил монастырю совершенно новый наружный вид, не оставив ни одного из прежних зданий без существенных исправлений и многие построив совершенно вновь. Он обновил и распространил соборную церковь Воскресения с приделами, украсил ее великолепным вызолоченным иконостасом и стенною живописью, устроил драгоценную раку для мощей препод. Кирилла и чугунный пол в церквах; довершил постройкою Захарьевскую церковь, с трапезой, кухней и хлебней; построил красивую, с большими часами, колокольню, двухэтажные корпуса для келий и каменную ограду вокруг всего монастыря со св. воротами и 6-ю башнями; кроме того — деревянный мост на сваях, в 140 саж. длины, для соединения монастыря с ближайшим островом. Много прилагал он забот и о внутреннем устройстве монастырской жизни: он учредил общежитие, наблюдал за строгим исполнением церковного устава, ввел столповое пение и непрерывное чтение псалтыри; от братии требовал соблюдения монашеских правил, собственным примером показывая образ жизни, вполне сообразный с духом православного иночества. В 1799 г. он был назначен благочинным окрестных монастырей и везде давал наставления, как нужно жить в монастыре и как в мире, какие добродетели должны украшать инока и какие — мирянина. Этими духовными наставлениями Ф. был далеко известен, и многие обращались к нему и лично, и письменно, желая получить от него совет, вразумление и утешение. В 1819 году он возведен был в сан архимандрита; в 1829 г. по болезни и старости он был уволен на покой, но остался на жительстве в том же монастыре. 3 декабря 1832 г. последовала его тихая блаженная кончина. В "приложениях" к жизнеописанию Ф. помещаются: а) духовное завещание его, б) рассказы о. Феофана о собственной жизни и современных подвижниках, в) нравственно-духовные наставления его и г) письма его к разным лицам.
Библиография