(Смирницкий Авраамий Гаврилович, 29.10.1773, с. Повстин близ Пирятина на территории Лубенского полка - 20.12.1846, Воронеж), свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых), архиеп. Воронежский и Задонский. Старший сын в многодетной семье протоиерея, дома учился грамоте по Часослову и Псалтири, читал и пел на клиросе, помогая отцу как псаломщик; тогда же проявилось его усердие к молитве и богослужению. Однажды Господь чудом сохранил отроку жизнь, когда тот по дороге в храм упал в прорубь. В 1783 г. Авраамий был отдан в школу, где за смиренный и тихий нрав получил фамилию Смирницкий. По окончании КДА одним из лучших студентов богословского курса в авг. 1796 г. А. Г. Смирницкий поступил послушником в Киево-Печерскую лавру, «желая учиться у тех учителей, которые почивают в пещерах». Не получил благословения на вступление в брак от митр. Киевского Самуила (Миславского), сказавшего: «Смирницкому другие пути назначены». 21 февр. 1797 г. митр. Киевским Иерофеем (Малицким) Смирницкий был пострижен в монашество с наречением имени в честь прп. Антония Киево-Печерского, 21 апр. 1797 г. тем же архиереем рукоположен во иеродиакона. Заведовал б-кой, в качестве послушания проповедовал, впосл. был известен как блестящий проповедник. 20 нояб. 1799 г. митр. Киевским Гавриилом (Банулеско-Бодони) рукоположен во иеромонаха, 25 янв. 1808 г. митр. Киевским Серапионом (Александровским) назначен зав. лаврской типографией. Был строгим постником, благодетелем для бедных, молитвенником, аскетом (носил власяницу, ночи проводил в бдении). 20 сент. 1814 г. А. был определен начальником Ближних пещер, тогда же подал прошение о постриге в схиму, но разрешения не получил. 2 янв. 1815 г. назначен наместником лавры и в 1817 г. митр. Серапионом возведен в сан архимандрита. В лавре установил еженедельное чтение братией акафиста Успению Божией Матери в благодарность за спасение Киева в 1812 г. от нашествия франц. войск (см. Отечественная война 1812 г.). В 1816 г. принимал в лавре вел. кн. Николая Павловича (см. Николай I) и имп. Александра I, в течение всей жизни пользовался благоволением как императора, так и царского двора.
Кликните для увеличения картинки
Антоний (Смирницкий), архиеп. Воронежский. Гравюра. Сер. XIX в. (ГИМ)
31 янв. 1826 г. по рекомендации митр. Киевского Евгения (Болховитинова) А. был хиротонисан во епископа Воронежского и Черкасского (с 5 апр. 1829 Воронежский и Задонский), 6 дек. 1832 г. возведен в сан архиепископа. Трудами и молитвами А. было совершено прославление свт. Митрофана, еп. Воронежского. «Еще ничего не было известно,- рассказывал А.,- как приносят мне из Сарова записку от о. Серафима, в которой он меня поздравляет с явлением нового угодника Божия». В 1830 г. А. начал готовить материалы к прославлению свт. Митрофана и впервые обратился в Святейший Синод; 25 июня 1831 г., после 2-го донесения, мощи святого были признаны Синодом нетленными. 6-7 авг. 1832 г. в сослужении члена Синода архиеп. Тверского Григория (Постникова) и 12 священников А. возглавил торжества по открытию и обретению мощей, на к-рых присутствовало более 60 тыс. верующих со всей России. Спустя 40 дней на поклонение свт. Митрофану прибыл имп. Николай I. В 1832 г. А. издал указ «вспоминать имя свт. Митрофана при всех служениях на отпустах пред именем дневного святого». В том же году А. благословил префекту ДС архим. Иннокентию составить житие свт. Митрофана (издано в 1886 в «Воронежских ЕВ»). 25 июня 1833 г. мощи святителя были перенесены из Архангельского в возобновленный Благовещенский собор Митрофаниева мон-ря, после чего день перенесения мощей стал по указу А. общеепархиальным праздником. В 1834 г. по просьбе А. находившийся в Воронеже иером. Аникита (Ширинский-Шихматов) составил житие свт. Митрофана с изложением чудес и сообщением об открытии мощей. В 1839 г. по совету А. петербургским купцом С. Ф. Масленниковым был написан акафист свт. Митрофану. В 1842 г. Синодом был одобрен текст службы святителю, для 1-го издания проф. имп. Академии художеств Н. И. Уткиным была сделана гравюра свт. Митрофана, а в 1830 г. воронежским губернским секретарем И. В. Шевцовым было исполнено первое живописное изображение свт. Митрофана. К сер. 40-х гг. А. разместил в архиерейских покоях галерею собираемых им портретов Воронежских архиереев. А. был одним из инициаторов перевода на рус. язык творений святых отцов, особенно прп. Ефрема Сирина, что и было осуществлено в 1829 г. Способствовал развитию церковного издательского дела: большими тиражами издавались иконы, акафисты, душеполезные назидания. А. благословил Н. А. Мотовилова ехать в Курск и собирать сведения о родителях прп. Серафима Саровского.
Еще будучи архимандритом лавры, А. ежегодно 13 авг. служил заупокойную литургию и панихиду по др. Воронежскому святителю - Тихону (Соколову). Будучи Воронежским архиереем, 20 мая 1846 г. А. сообщил Святейшему Синоду об обретении нетленных мощей свт. Тихона. В окт. 1846 г. А. вновь свидетельствовал перед Синодом о всенародном почитании свт. Тихона и после повторного освидетельствования мощей ходатайствовал о его прославлении. За неск. часов до кончины А. писал имп. Николаю I о всеобщем почитании святителя.
Заботами А. на Воронежской кафедре был обновлен архиерейский дом, расширена крестовая ц., перестроено здание консистории и соборная колокольня. На средства благотворителей, а также на собственные средства А. были открыты новые и отремонтированы старые приходские церкви в Воронеже, в 1834-1846 гг. построено 63 новых храма. В 1828 г. восстановлен древнейший Дивногорский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь, переведен на прежнее место воронежский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь, организованы иноческие общины, ставшие позже Белогорским в честь Воскресения Господня и Тюниным мон-рями. 1 сент. 1836 г. открыт учрежденный по прошению А. первоклассный Митрофанов в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь при воронежском кафедральном Благовещенском соборе (возобновленном А. в 1833), где покоились мощи свт. Митрофана; священноархимандритом обители стал А. В 1839 г. в мон-ре был сооружен и освящен храм во имя свт. Митрофана с кельями и трапезной, в 1833-1845 гг. в епархии было освящено более 20 храмов и приделов во имя святителя. В 1841 г. А. освятил Покровский храм, являющийся в наст. время кафедральным собором Воронежской епархии. В 1845 г. начато строительство собора во имя Владимирской иконы Божией Матери в задонском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре, возобновлен Михаило-Архангельский собор в Митрофановском Благовещенском мон-ре.
Особое внимание А. уделял развитию духовных школ и просвещению. В 1837-1838 гг. были открыты духовные уч-ща в Задонске и Павловске. Количество воспитанников Воронежской ДС при А. возросло с 485 в 1827 до 665 в 1845 г. А. регулярно посещал экзамены в семинарии и уч-щах, приглашал на них губернатора, предводителя дворянства и купечество. В кон. 20-х - нач. 40-х гг. XIX в., когда через Воронеж проходили многочисленные отряды на Кавказ, А. распорядился напутствовать воинов у мощей свт. Митрофана. Многие из офицеров и солдат при возвращении с войны благодарили А. за его молитвы. Объезжая благочиния Воронежской епархии, после богослужений А. устраивал народные обеды, посещал тюрьмы. Оказывал помощь нуждающимся как из личных средств, так и из сумм опекаемого им попечительства о бедных духовного звания и «Воронежского попечительного о бедных комитета». В 1830 г. А. открыл Воронежский тюремный комитет, в 1833 г. устроил подписку в пользу голодающих, пожертвовал значительные суммы в Приказ общественного призрения на устройство благотворительных обедов. В 1834 г. губернатор и дворянство Воронежа организовали беспрецедентный по тем временам Комитет для строительства жилья на месте сгоревших городских домов, в работе к-рого А. принял активное участие, в результате было выстроено более 100 домов в Ямской слободе Воронежа. А. посылал пожертвования в Иерусалим, в Вифлеем, на Синайскую гору и на Афон. По благословению А. в Пантелеимона вмч. рус. мон-ре на Афоне был основан первый за пределами России храм во имя свт. Митрофана.
Особую заботу о своей пастве А. проявил во время эпидемий холеры 1830 и 1831 гг. В 1830 г. А. наложил на себя, священство и паству трехдневный пост, совершал молебны и крестные ходы, и эпидемия не коснулась Воронежа. В 1831 г. А. издал указ о безвозмездных отпеваниях, причащении в холерных больницах, служении молебнов об избавлении от мора. Возобновил повсеместное почитание Дивногорской (Сицилийской) иконы Божией Матери, после того как по молитвам пред иконой прекратилась эпидемия на юге Воронежского края.
Дважды, в кон. 30-х и нач. 40-х гг. XIX в., А. подавал императору и обер-прокурору прошения об увольнении на покой в Киево-Печерскую лавру, но получал отказы; А. в видении услышал голос свт. Митрофана: «Епископство есть сораспятие Христу на кресте, а с креста не сходят, но им возносятся или снимаются». 28 окт. 1841 г. в помощь А. было учреждено Острогожское вик-ство в Воронежской епархии, епископом Острогожским назначен Иринарх (Попов).
В последний год своей жизни, будучи больным, А. освятил 2 храма, находившиеся в 200 км от Воронежа: в Дивногорском мон-ре - во имя Рождества Иоанна Предтечи и Преображенский в хуторе Гнилом Острогожского у., действующие в наст. время. Накануне кончины А. продолжал посещать богослужения, молился в алтаре, занимался епархиальными делами. 17 дек. 1846 г. вечером исповедовался, 18 дек. приобщился Святых Таин, но прийти в храм уже не смог. 19 дек. все дела по управлению епархией А. передал своему викарию, еп. Острогожскому Елпидифору (Бенедиктову). Ночь на 20 дек. провел в молитве, утром соборовался, распорядился раздать щедрую милостыню нищим и отослать почтой денежные пособия нуждающимся. Подписал последнее письмо на имя императора, а также продиктовал «Духовное завещание своей пастве», к-рое, оставшись без его подписи, не получило офиц. статуса. 20 дек. в полдень, благословив присутствующих, по окончании чтения отходной А. тихо скончался.
Первую панихиду по А. совершил еп. Елпидифор (Бенедиктов) в сослужении с духовенством Воронежской епархии. В С.-Петербурге заупокойное богослужение возглавил митр. Новгородский и С.-Петербургский Антоний (Рафальский), в Москве - свт. Филарет (Дроздов), панихиды по А. служились по всей России. А. был погребен 27 дек. 1846 г. в Благовещенском соборе Митрофанова мон-ря, в склепе, близ усыпальницы свт. Митрофана, над местом погребения была положена чугунная плита. А. завещал похоронить себя в схимническом облачении при самом входе в церковь (вне ее) с зап. стороны, не ставя никакого памятника, «да вся приходящая попирают меня ногами». В 1914 г. трудами архим. Александра (Кременецкого) и А. А. Полянского на пожертвования почитателей А. над могилой была устроена часовня-усыпальница и мраморное надгробие, учреждено целодневное служение панихид.
По отзывам современников, А. являл собой «полный, отрадный, идеальный образ архиерея». Нередко за богослужением видели его «полузакрытые очи, полные слез». Говорил с незначительным малороссийским акцентом, имел хороший слух и голос. Никогда не смеялся, хотя часто его лицо умилялось радостью или улыбкой. Прп. Серафим Саровский питал к А., «жителю из села Божией Матери, лавры ее Печерской постриженику», особое благоговейное отношение, часто направлял к нему богомольцев за духовным советом и называл А. не иначе как «великим архиереем Божиим» и своим «старшим братом», хотя они ни разу не встречались. Известно глубокое почитание А. свт. Филаретом (Дроздовым), дивеевской блж. Пелагией Серебрянниковой. А. состоял в духовном родстве с киевскими подвижниками иеросхим. Парфением (Краснопевцевым) и иеросхим. Вассианом (Балашевичем). Среди современников, пользовавшихся советами и покровительством святителя, юродивые и старцы задонские: Антоний Алексеевич Монкин, Евфимия Григорьевна Попова (мон. Евгения), Матрона Наумовна Попова (мон. Мария), иеросхим. Нафанаил (Остапов) и затворник Георгий Машурин (мон. Стратоник), а также сезеновский затворник Иоанн и белогорская блж. Мария Шерстюкова. Память А. чтила вел. кн. прмц. Елисавета Феодоровна. А. награжден орденами св. Владимира и Александра Невского.
Первое жизнеописание А. было составлено по его благословению Н. М. Савостьяновым. Создание пространного жизнеописания было поручено еп. Воронежским Вениамином (Смирновым) известному воронежскому проповеднику прот. Михаилу (впосл. еп. Тульский и Белёвский Лаврентий (Некрасов)). Основу пространного жития составил труд Савостьянова, дополненный воспоминаниями об А., сведениями о чудесах, высказываниями об А. свт. Филарета (Дроздова) и архиеп. Игнатия (Семёнова), сведениями из архива Воронежской консистории. В нач. XX в. было создано еще неск. жизнеописаний А., в «Воронежских ЕВ» в 1913-1916 гг. регулярно публиковались сообщения о чудесах, происходивших по молитвам святителя.
В 1914 г. в Воронеже была создана комиссия, к-рая осматривала останки А., оказавшиеся нетленными, сохранилось также его облачение. Останки были переложены в новый гроб, а вход в могилу замурован. К Поместному Собору РПЦ 1917-1918 гг. были подготовлены материалы для канонизации А. 24 сент. 1953 г. архиеп. Воронежский Иосиф (Орехов) в рапорте на имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия I указывал на широкое почитание А. и ходатайствовал о перенесении его останков в ограду Покровского кафедрального собора в связи с началом строительных работ на месте снесенного Митрофанова мон-ря, в авг. 1956 г. состоялось перенесение останков А. на городское кладбище.
В нач. 90-х гг. XX в. на территории Акатова во имя свт. Алексия женского мон-ря был устроен некрополь с захоронениями Воронежских архиереев, останки к-рых были перенесены с разрушенных городских кладбищ. Имя А. упоминается на одном из надгробий, однако неизвестно, находится ли здесь его могила. К 2001 г. завершалась подготовка материалов об А. для предоставления в синодальную Комиссию по канонизации: составлены житие, проект службы, написана икона; продолжается запись чудес по молитвам А., уточняется место его погребения.
26 мая 2003 г. А. был причислен к лику местночтимых святых, а в 2008 г. на Архиерейском Соборе прославлен в лике общецерк. святых.