Закладки
+
Оглавление
Марк Эфесский, свт.
Слово первое. Опровержение латинских глав относительно очистительного огня
Описание и отзывы
VII. Затем, Господь в Евангелии от Луки в притче о богатом и Лазаре [32], уча об уделе, который восприял каждый из них, говорит, что Лазарь, немедленно после того, как умер, был отнесен Ангелами в лоно Авраамово, а богатый также был погребен после смерти, и душа его находится в аду в муках; и таким образом, "лоном Авраама" обозначив высшее упокоение в счастливом уделе угодивших Богу, а чрез "ад" и "мучения" представив конечное осуждение и вечное наказание грешников, Он не оставил между ними еще какого-то иного места, заключающего некое временное мучение, но явил, что (между состояниями праведных и грешных) существует пропасть великая и непроходимая, разделяющая одних от других, и крайняя и не имеющая ничего промежуточного — противоположность.
VIII. Затем, душе, разрешившейся от тела и ставшей совершенно бестелесной и духовной, невероятно было бы мучиться от вещественного огня, в то время как ее тело, которое огонь должен был бы охватить, истлело. Правда, после воскресения, когда она восприимет нетленное тело, и вся тварь станет неизменяемой, и когда разделится огонь, как мы научены, ей будет соответствовать быть мучимой им, и не только ей одной, но и — демонам, которые являются как мрачными, так и облеченными некоей материей и грубой вещественностью и телом воздушным или огненным, как говорит Василий Великий. Но прежде чем восприимет свое тело, — являясь только формой, не смешанной с материей, хотя и существующей сама по себе, — как бы она могла мучиться от материального огня? IX. Затем, если души святых, до сошествия Спасителя во ад, были держимы в аду по причине только первородного греха, но, отнюдь, не как в огне и наказании, но как бы в темнице и под стражей, как говорит Апостол Петр в своем послании: "0 немже и сущим в темнице духовом сошед проповеда" [33], — то почему же не считать также, что этот же ад будет держать после те души, которые здесь легко согрешили, но еще видеть нужду в очистительном огне, от которого они могут освободиться благодаря молитвам за них? X. Затем, преподобные Отцы наши, ангельское житие пожившие на земле, много и часто чрез видения и сны и иные чудесные явления и сами были наставляемы и иных наставляли о вечном мучении и о находящихся в нем нечестивых и грешниках и, как настоящее и уже сбывающееся, видя и являя словом, как и притча из Евангелия от Луки описывает состояние богатого и Лазаря, отнюдь ничего не возвестили об очистительном, имущем конец, огне.
XI. Наконец, учение это о восстановлении и конце вечного мучения, прияв начало от Оригена, как было сказано, и возобладавшее некоторыми церковными мужами, между которыми также Дидим и Евагрий, — как ссылающееся на человеколюбие Божие и легко приемлемое среди беспечных, как говорит богоносный Иоанн, строитель "Небесной Лествицы" [34], — однако, было запрещено и предано анафеме святым Пятым Вселенским Собором, как производящее расслабление душам и делающее беспечных еще более беззаботньми, поскольку они ожидают, что когда-то будет освобождение от мучений и обещанное восстановление. Итак, на основании сего, предлежащий догмат об очистительном огне должен быть извергнут из Церкви, как приводящий старательных к беспечности и убеждающий их не всеми средствами бороться в настоящей жизни о своем очищении, поскольку, якобы, после смерти ожидается иное очищение.
Примечания:
1. In Apophthegmatis Patrum in "Macario" n. 38. P. G. t. 34. col. 257, et in Vitus Patrum lib. III. cap. 172 et lib. VI, libell. 3, 16. P. L. t. 73 c. 797 et 1013.
2. Dionys. De Eccles. hierarch. c. VII, 7 P. G. t. 3, c. 561.
3. P. G. t. 88 c. 1652-57.
4. Gregor. Naz. Orat. 16 n. 9. P. G. t. 35 col. 945.
5. Октоих, субботний канон об усопших, гл. 8, песнь 6, Слава:.
6. Триодь Постная. Суббота мясопустная, канон, п. 1; или в Триоди Цветной, суббота перед Пятидесятницей.
7. Там же.
8. Молитва после освящения Св. Даров.
9. Dionys. Areopag. op. et loc. cit. см. примеч. 28.
10. 2Мак.12,46.
11. Мф.12,32 и парал.
12. 1Кор.11-15.
13. Мф.25,46.
14. Ин.5,29.
15. Пс.49,4.
16. Пс.98,3.
17. Дан.7,10.
18. Chrysost. hom. IX in Epist. I ad Cor. P. G. t. 61. c. 75-82.
19. Basil. Magn. hom. in Psalmum 28 P. G. t. 29. c. 297.
20. Augustin. De Civit. Dei 1. XXI. c. 26. n. 4. P. L. t. 41 c. 745.
21. I Kop. 3, 15.
22. Aug. De Civit. Dei 1. XXI c. 13. P. L. t. 41 c. 728.
23. Gregor. Naz. Orat. 39. n. 19. p. G. t. 36 c. 357.
24. Gregor. Magn. Dialog. lib. IV. cc. 40 tc 55.
25. Ibid. cap. 39. P. L. t. 77 c. 396.
26. Gregor. Naz. Orat. 40, 36. P. G. t. 36 c. 412.
27. Пс.6,7.
28. Пс.37,6-7.
29. Gregor. Naz. Orat. 45 n. 11. P. G. t. 36 c. 637.
30. Orat. cit. n. 46. P. G. t. 36 c. 645.
31. Orat 16, n. 7. P. G. t. 35 c. 944.
32. Лук.16,20 сл.
33. 1Пет.3,19.
34. Joan. Clim. Scala Paradisi grad. IV. P. G. t. 88 c. 780.
Перевод на русский язык Архимандрита Амвросия (Погодина) с Mgr. Louis Petit, Patrologia Orient. Т.15. PP.39-60