Закладки
+
Оглавление
Могут спросить, почему мы выделяем этот частный вопрос ? Причина в том, что этот вид страстей особенно распространен среди молодежи, - которой предстоит, видимо, стать лицом к лицу с антихристом...

Знают враги Христовы, какое распространение в наши дни приобретают различные разновидности плотской похоти. Цитируем из "Невидимой брани": "С плотскими страстьми, брате мой, надлежит бороться своим особым способом, чем с прочими... Здесь закон: всевозможно избегай всех случаев, могущих возмутить покой плоти твоей, особенно с лицами другого пола... С таким лицом... не беседуй долго. Соблюдая строгость в лице своем, и слова твои пусть будут более сдержаны. Не ими веры врагу твоему во веки (Сир. 12, 10), говорит премудрый Сирах. Бегай же, брат мой, этого огня, потому что ты порох. Не полагайся на твердость твоей решимости не оскорбить Бога твоим грехом".

Мудрый Святогорец дает в труде своем пять наставлений пред появлением блудных искушений:

1. Бегай всевозможно от общения с лицами, могущими послужить для тебя соблазном, если искренно желаешь не попасть в плен греха и не уплатить оброка его, который есть смерть душевная. Премудр, убоявся, уклонится от зла, безумный же на себя надеявся, смешивается беззаконным (делом) (Притч. 14, 16).

2. Бегая ничегонеделания и лености; и стой бодренно, во все глаза смотря за помыслами и мудро ведя дела свои, требуемые твоим положением.

3. Никогда не ослушивайся настоятелей твоих и отцов духовных, но охотно повинуйся им во всем. Скоро и с готовностью исполняя, что они прикажут, и наипаче то, что смирительно для тебя и противно твоей воле.

4. Никогда не позволяй себе смело судить о ближнем, особенно за этот самый плотский грех, но имей к падшим сострадание и жалость. Не негодуй на него, но от примера его позаимствуй себе урок смирения, зная, что и сам ты как прах на пути. Говори себе: ныне пал он, а завтра паду и я. Ведай, что если ты скор на осуждение, Бог больно накажет тебя, попустив самому впасть в тот же грех. Не судите, да не судимы будете (Матф. 7, 1).

5. Внимай себе и бодрствуй над собой. Если дан тебе какой дар Божий, не воспринимай суетного и мечтательного о себе помышления, будто ты нечто. Как только так подумаешь, - падешь, как осенний лист с дерева. Сказанное важно соблюдать пред искушением плотской страстью. Во время же самого искушения вот что делай: дознай причину, от которой появилась брань, и тотчас отстрани ее. Причина этому бывает внутренняя или внешняя. Внешнею причиной бывает вольность очей, сладкие речи, сладкие песни, щегольские одежды, и пр. Врачевством служат: скромное и смиренное одеяние, нежелание соприкасаться ни с чем, что производит срамные движения. Особенно избегай сообщения с лицами другого пола, как говорилось выше.

Причиной внутреннего искушения может служить жизнь в довольстве и покое плоти, когда все желания телесные находят удовлетворение. Срамные помыслы могут приходить или сами собой, или от возбуждения их духами злобы. Чтобы пресечь это, надобно ожесточить жизнь пощениями, бдениями, хрустоспаниями, множайшими поклонами и т.п. Полезно чтение душеспасительных книг, особенно св. Ефрема Сириянина, Лествичника, Добротолюбия и т.п.

Размышление же твое во время, когда множатся в тебе срамные помыслы, да не будет направлено прямо против них; не берись изображать мысленно пред собою нечистоту и срамоту плотской похоти. Не берись размышлять об этом, ибо такое размышление может послужить к усилению брани, а иногда и к падению. Надобно рассуждать о таких предметах, которые заслонили бы собой эти срамные вещи и отвлекли от них внимание, причем отрезвительно действовали бы на сердце. Такого рода предметы суть: жизнь и страдание воплотившегося ради нас Господа Иисуса, неминуемый час смерти нашей, трепетный день Страшного Суда и разные виды адских мучений. Нередко случается, что срамные помыслы и при этом будут продолжать нападать; не бойся, не переставая размышлять о названных предметах утешительных. Размышления же сии прерывай молитвой: "Освободи меня, Творче мой и Избавителю, от врагов моих сих во славу страстей Твоих и Твоей неизреченной благости". Молитвою же подобною и заключи твое размышление. Пойди и исповедуй все подробно отцу духовному твоему, открой ему все, ничего не утаивая. Не позволяй стыду связать язык твой, а паче смиряйся самоуничижением. Ибо если во всякой борьбе с врагами имеем мы нужду в смирении, чтобы победить их, сколь много паче потребно оно нам во время плотской брани ? Знай, и само искушение сие бывает большей частью порождением гордыни. Почему и говорит св. Иоанн Лествичник: кто впал в блуд или какой другой грех, тот прежде всего впал в гордость. "Где совершилось грехопадение, там прежде водворялась гордость". И еще: "наказание гордому - его падение" (Сл. 23, 4, 10).