Закладки
+
Оглавление
21. В глубоком молчании они все приблизились к кубу. Присутствующие - в этом приняло участие большинство из них - подняли; покрытый белой плащяницей гроб с умершим и торжественно поставили его на куб. Затем они разместились вокруг, а в центре встал один из тасиманов - так они называют служителей своих храмов. Подняв руки, он закричал, и они тоже закричали. И это было сделано три раза. После этого те, кто должен был предать умершего захоронению, поднимают гроб и несут его дальше, а остальные вместе с тасиманами возвращаются домой.

22. Тогда возвращаемся и мы и вслед за ними входим в те же самые ворота. Увидев, что тасиман с некоторыми другими сел в тени, падающей от ворот, чтобы насладиться свежестью воздуха - ведь был июль, - а напротив него, как можно было предполагать, сидели христиане, сели и мы. Так вот, усаживаясь там, я спросил, знает ли кто оба языка, чтобы помочь мне. Когда, действительно, такой нашелся, я попросил его, чтобы он от моего имени сказал туркам: "Я нахожу хорошим ритуал, совершенный вами там, вне города: ведь вы тогда, восклицая; просили за умершего и обращались к Богу - к кому же иначе? Я был бы рад узнать, что вы сказали Богу". Через того же переводчика тасиман ответил: "Мы просили у Бога прощения грехов для души умершего".

23. Внимательно выслушав, я сказал: "Хорошо. Но давать npoщение надлежит всегда судье. Однако и вы считаете, что судьей всего рода человеческого явится Христос. Следовательно, необходимо призывавать Его и к Нему обращать молитвы. Значит, и вы, так же, как и мы, призываете его как Бога, сознавая, что Он неотделим от Отца, как природное Его Слово. Ведь не было никогда такого, чтобы Бог был бессловесным и был без Своего природного Слова". Тасиман ответил: "Раб Бога и Христос". Я же в свою очередь сказал ему: "Любезнейший, нужно, однако, иметь в виду, что Он будет судить так же, как и вы это говорите, живых и мертвых (2 Тим. 4,1; 1 Петр, 4,5), которые восреснут и обступят Его, председящего на страшном и неподкупном Суде во время грядущего пришествия Его. Авраам же, ваш прародитель, - и у вас это записано; ведь вы утверждаете, что почитаете написанное Моисеем, и у евреев это, как можно видеть, свято хранится - так вот, Авраам говорит Богу: Судия всей земли поступит ли неправосудно? (Быт. 18,25). Таким образом. Тот, Кто будет судить всю Землю, Сам есть Бог, Который по пророку Даниилу, есть Царь всего и на все времена. Сущий не кем иным, как Отцом по Божеству, так же, как солнечное сияние есть не что иное, как солнце, проявляющее себя в свете". Тасиман имел недовольный вид. Помолчав чуть-чуть, он начал говорить более многословно, ибо многие христиане и турки собрались, чтобы послушать. Итак, он стал говорить, что они чтят всех пророков и Христа и четыре книги, написанные от Бога, из которых одна Евангелие Христа. И в заключение он сказал: "Почему же вы не принимаете нашего пророка и не верите его книге, также нисшедшей с неба?"

24. Ему тогда я сказал: "У вас и у нас есть обычай, утвержденный длительным временем и законом: без свидетельств ничего не принимать и не почитать за истинное. Свидетельства же бывают двоякого рода: они идут от самих дел и явлений или от людей, достойных веры. Так, Моисей покарал Египет знамениями и чудесами (Пс. 134,9), жезлом заставил море расступиться и вновь сомкнуться, по его воле хлеб выпал с неба (Исх. 16,4). Нужно ли еще что-нибудь говорить, поскольку и вы считаете Моисея достойным веры? Он был и Богом признан как Его верный раб (Числ. 12,4), но не Сыном и не Словом. Затем по Божественному повелению он взошел на гору и умер, и соединился с теми, кто был до него (Втор. 32,49-50). В отношении же Христа, совершившего многие великие и небывалые деяния, имеются свидетельства самого Моисея и других пророков. От начала века Он один признается, даже вами. Словом Бога; Он один от начала века рожден от Девы; Он один от начала века взят на небо и остается там бессмертным; Он один от начала века, как надеются, снова снизойдет оттуда, чтобы судить живых и мертвых (2 Тим. 4,1; 1 Петр. 4,5), которые воскреснут. Говорю же я о Нем то, что и вами, турками, признается. Вот почему мы веруем в Христа и верим Его Евангелию. Что же касается Магомета, то мы не находим ни свидетельств о нем у пророков, ни чего-то необычного и достойного упоминания в его деяниях, способного вызвать веру в него. Поэтому мы не веруем в него и не верим его книге". Было видно, что сказанное поставило тасимана в затруднительное положение, тем не менее он защищался, говоря следующее: "В Евангелии было написано о Магомете, но вы уничтожили это свидетельство.Однако, выйдя из крайних пределов Востока, он, как ты видишь, победителем дошел до Запада".