Закладки
+
Оглавление
Григорий Богослов, свт.
Слово 40. На Святое Крещение
Описание и отзывы
Еще, и не один раз, напомню тебе о просвещениях, что мог о них вычитать в Божием слове, потому что и самому будет приятно воспоминание об этом (что приятнее света вкусившим света?), и тебя озарю словами Писания: свет сияет на праведника, и сопряженное с ним веселие (Пс.96:11). Свет праведных всегда (Притч.13:9). Ты славен, могущественнее гор вечных (Пс.75:5), говорят Богу, как думаю, ангельские силы, которые содействуют нам в добрых делах. Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? (Пс.26:1) - так говорит Давид. И он иногда просит послать ему свет и истину (Пс.42:3), а иногда благодарит за то, что приобщился его, так как явился ему свет Божий (Пс.4:7), то есть запечатлелись и оказались признаки данного ему озарения. Будем избегать одного только света, порождаемого ложным огнем, не будем возжигать огонь и идти в пламень его (Ис.50:11). Знаю огонь очистительный, который низвести на землю (Лк.12:49) пришел Христос, и Сам, применительно, именуемый огнем (Евр.12:29). Он истребляет вещество и злые навыки, почему Христос и хочет, чтобы он скорее возгорелся (Лк.12:49), ибо желает ускорить благодеяние, когда и угли дает нам в помощь (Ис.47:14.15). Знаю огонь и не очистительный, но карательный, или Содомский, который на всех нечестивых прольет Господь, присоединив серу и палящий ветер (Пс.10:6), или уготованный диаволу и ангелам его (Мф.25:41), или тот, который идет перед Господом и попаляет вокруг врагов Его (Пс.96:3). Есть еще и этих ужаснее огонь, который действует заодно с червем неусыпающим, не угасим, но увековечен для злых. Ибо все это показывает силу истребительную, если только не угодно кому и здесь представлять это человеколюбивее и сообразно с достоинством наказующего.

Но как известен двоякий огонь, так есть и двоякий свет. Один есть светильник ума и направляет стопы наши по Богу. А другой обманчив, пытлив, противоположен истинному свету и выдает себя за истинный свет, чтоб обольстить наружностью. Это есть тьма, и представляется полуднем, лучезарнейшим светом. Так слышу об изгнанных среди полудня, как ночью бегущих (Ис.16:3). Это есть ночь, и почитается просвещением у растленных сластолюбием. Ибо что говорит Давид? - Ночь была вокруг меня окаянного, и я не знал, потому что просвещением почитал наслаждение (Пс.138:11). Но таковы предающиеся сластолюбию; а мы просветим себя светом ведения; и он просветится, если будем сеять в правду и пожинать милость (Ос.10:12), так как деятельность приводит и к созерцанию, чтобы сверх прочего знать и то, какой свет истинен и какой ложен, и не ошибаться, избирая вместо доброго худшее. Соделаемся светом, как именовал учеников великий Свет: вы - свет мира (Мф.5:14). Будем светила в мире, содержа слово жизни (Фил.2:15,16), то есть будем животворной силой для других. Да возьмет нас Бог, да возьмет первый и чистейший Свет, да идем при сиянии Его (Вар.4:2), пока еще не спотыкаются ноги наши на горах мрака (Иер.13:16). Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству; так как это тайные дела ночи (Рим.13:13).