Закладки
+
Оглавление
не определен
Правила святого поместного собора Лаодикийского (364)
Описание и отзывы
1. Свободно и законно соединившимся вторым браком, а не тайно совокупившимся, по прошествии непродолжительнаго времени, и по упражнении в молитвах и посте должно, по снисхождению, даровати общение.

2. Впадающих в различные согрешения, и не пребывающих в молитве, исповедании и покаянии, и от злых дел совершенно обращающихся, после того как по мере согрешения дано время покаяния, ради милосердия и благости Божией, вводити в общение.

3. Недавно крещенных не подобает производити в чин священнический.

4. Посвященные не должны давати в рост и взимати лихву, и так называемые имиолии, то есть половинный рост.

5. Избрание в церковныя степени не должно быть в присутствии слушающих.

6. Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в дом Божий.

7. Обращающихся от ересей, то есть новатиан, или фотиниан, или четыренадесятников, как оглашенных, так и верных по их мнению, приимати не прежде, как проклянут всякую ересь, особенно же ту, в которой они находились: и тогда уже глаголемые у них верные, по изучении символа веры, да будут помазаны святым миром, и тако да причащаются святых тайн.

8. Обращающихся от ереси так называемых фригов, хотя бы находились в мнимом у них клире, и величайшими именовались, со всяким тщанием оглашати и крестити епископам и пресвитерам церкви.

9. На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у них мученические места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы, или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быть лишенным общения церковнаго на некое время. Кающихся же и исповедающих, яко согрешили, приимати в общение.

10. Не должно церковным, без разбора, совокупляти детей своих брачным союзом с еретиками.

11. Не должно поставляти в церкви так именуемыя пресвитериды (старицы) или председательницы.

12. Епископов, по суду митрополитов и окрестных епископов, поставляти в церковное начальство, и притом таких, которые с давнего времени испытаны в слове веры, и в житии сообразном правому слову.

13. Да не будет позволяемо сборищу народа, избирати имеющих произвестися во священство.

14. В праздник Пасхи не посылати святых тайн в иные приходы, в виде благословения.

15. Кроме певцев, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым пети в церкви. (По изъяснению Валсамона, правило сие запрещает мирянам только восходити на амвон и предначинать пение).

16. В субботу читати и Евангелие с другими писаниями.

17. Не должно в церковных собраниях псалмы совокупляти непрерывно един к другому, но чрез промежуток по паслме быть пению.

18. Едино и тоежде служение молитв долженствует быти всегда, и на девятом часе и на вечерни. (По изъяснению Валсамона, сие правило пресекает безпорядки некоторых, которые на вечерни употребляли, сверх принятых церковью, или самими составленныя молитвы).

19. Подобает во-первых, по беседах епископских, особо творити молитву об оглашенных, а по изшествии оглашенных, быти молитве о кающихся: когда же и сии приидут под руку, и отыдут, тогда совершати молитвы верных три: едину, то есть первую, в молчании, вторую же и третью с возглашением исполняти. Посем уже мир подавати, и когда пресвитеры дадут мир епискпу, тогла и мирянам взаимно мир подавати, и тако совершати святое приношение. И единым токмо освященным позволено входити в олтарь, и тамо приобщатися.

20. Не подобает диакону сидети в присутствии пресвитера, но с повелением пресвитера сести. Подобно и диаконам, имети честь от иподиаконов и от всех причетников.

21. Иподиаконам не подобает быти на месте диаконов, и касатися священных сосудов.

22. Не дожно низшему служителю церковному орарь носити, ни двери оставляти.

23. Не должно чтецам или певцам орарь носити, и тако читати и пети.

24. Не подобает освященному лицу, от пресвитера до диакона, и потом кому либо из церковнаго чина, даже до иподиаконов, или чтецов, или певцев, или заклинателей, или дверников, или из монашескаго чина, в корчемницу входити.

25. Не подобает иподиакону раздавати хлеб, или благословляти чашу.

26. Не произведенным от епископа, не должно заклинати ни в церквах, ни в домах.

27. Не подобает освященным лицам, или причетникам, или мирянам, призываемым на трапезу любви, уносити от нея части: ибо сим причиняется оскорбление церковному чину.

28. Не подобает в храмах Господних или в церквах совершати, так именуемые трапезы любви, и в доме Божием ясти, и возлежание творити.

29. Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день: а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие: да будут анафема от Христа.

30. Не подобает освященному лицу, или причетнику, или монаху мытися в бане с женами, ниже всякому христианину или мирянину: ибо сие есть первое обвинение от язычников.

31. Не подобает со всяким еретиком заключати брачный союз, или отдавати таковым сынов или дщерей, но паче брати от них, аще обещаются христианами быти.