Закладки
+
Оглавление
Марк Подвижник, прп.
Слово второе. О тех, которые думают оправдаться делами, 226 глав
Описание и отзывы
28. Иное есть действие благодати, непонятное для младенца (по духовному возрасту), а иное действие злобы (врага), похожее на истину. Но хорошо не обращать внимания на таковые действия, чтобы не впасть в обольщение, - и не проклинать их, дабы не проклясть истину; но (лучше) с надеждою все предавать Богу; ибо он знает пользу того и другого.
29. Кто хочет переплыть мысленное море, тот долготерпит, смиренномудрствует, бодрствует, воздерживается. Без сих же четырех, если понудит себя войти в него, то возмутит только сердце, а переплыть не может.
30. Безмолвие есть отсечение зла. Если же к молитве присоединить и четыре оные добродетели, то нет лучшего пособия к безстрастию.
31. Невозможно безмолствовать умом без тела, не разорить средостения их без безмолвия и молитвы.
32. Плоть похотствует на духа, и дух на плоть (Галат. 5,17); ходящий же духом, похотей плоти не совершает.
33. Молитва несовершенна без мысленного призывания. Неразсеянно вопиющую мысль услышит Господь.
34. Неразсеянно молящийся ум утесняет сердце. Сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Псал. 50,17).
35. И молитва называется добродетелью, хотя она есть мать добродетелей; ибо рождает их от соединения своего со Христом.
36. Что сделаем без молитвы и доброй надежды, то после бывает вредно и несовершенно.
37. Когда услышишь, что будут последни первии, и перви последнии (Матф. 19, 30); то разумей сие об имеющих добродетели и имеющих любовь. Ибо любовь первая из всех по достоинству, и предшествовавшие себе делает последними.
38. Если молясь, или будучи многообразно оскорбляем злобою (врагом), впадешь в уныние; то вспомни конец жизни и лютые мучения. Но лучше прилеплятся к Богу молитвою и надеждою, нежели вспоминать о внешнем, хотя бы оно было и полезное.
39. Никакая добродетель одна сама по себе не отверзает естественную нашу дверь, если все они не будут последовательно зависеть одна от другой.
40. Тот невоздержник, кто питается помыслами, хотя бы они были и полезны: ибо они не могут быть полезнее надежды.
41. Всякий грех, оставленный без покаяния, есть грех к смерти, о котором если и святой помолится за другого, не будет услышан.
42. Истинно кающийся не полагает, что труд его служит заменою прежних грехов, но им умилостивляет Бога.
43. Все, что естество наше имеет в себе доброго, то мы должны исполнять ежедневно. Что же воздадим Богу за прежде сделанное зло?
44. Сколько бы мы ни приумножали добродетель сего дня, сие служит лишь обличением нашего прежнего нерадения, а не вина к получению воздаяния.
45. Кто утесняется мыслию, а упокоевается телом, тот подобен страждующему телесно и веселящемуся мысленно.
46. Добровольная скорбь обоих содействует взаимно одна другой: мысленная телесной, а телесная мысленной. Соединение же их бывает более прискорбно.
47. Великая добродетель - терпеть постигающее нас, и, по слову Господню, любить ближнего, который нас ненавидит.
48. Знак нелицемерной любви есть прощение обид. Ибо так и Господь возлюбил сей мир.
49. Невозможно от сердца простить чьи-либо проступки без истинного ведения; ибо оно показывает каждому, что постигающее (его) есть его собственное.
50. Ты ничего не потеряешь из того, что оставил ради Господа; ибо в свое время оно возвратится с избытком.
51. Когда ум забудет цель благочестия, тогда и явное исполнение добродетели становится безсполезным.
52. Если всякому человеку вреден худой совет; то тем более избравшим строгую жизнь.
53. Делом любомудрствую о совете человеческом и воздаянии Божием: ибо слово не мудрее и не полезнее дела.
54. За трудами о благочестии последует заступление (Божие). Это надлежит познавать из закона Божия и совести.
55. Один, приняв какой-либо образ мыслей, усвоил его себе без разсмотрения, а другой принял, и сличил его с истиною: надлежит разсмотреть, кто из них поступил благочестивее?
56. Истинное ведение состоит в терпении скорбей, и в том, чтобы не обвинять людей в своих бедствиях.
57. Кто делает благое и ищет воздаяния, тот служит не Богу, а своей воле.
58. Согрешившему нельзя избегнуть воздаяния иначе, как покаянием, соответствующим согрешению.
59. Некоторые говорят: не можем делать добра, если ощутительно не получим благодати Святаго Духа.
60. Пребывающие всегда произвольно в сластях, оставляют посильное делание, как бы безпомощное.
61. Крестившимся во Христа таинственно дарована благодать; действует же она, по мере исполнения заповедей, и не престает вспомоществовать нам тайно. Но в нашей власти состоит делать или не делать доброе по силе своей.
62. Во-первых, она (благодать) боголепно возбуждает совесть: от чего и зло делавшие покаялись и благоугодили Богу.
63. Она также скрывается (иногда) в учении ближнего; иногда же и во время чтения последует (какой-либо) мысли, и естественным порядком научает ум своей истине. И так, если не скроем сего таланта (полученного) в частном случае, то действительно внидем в радость Господа.