Закладки
+
Оглавление
Григорий Нисский, свт.
На Святую Пасху о воскресении
Описание и отзывы
Вы слышали, господа, соблюдите мое слово, как доброе; не оклевещите меня перед рабами, как будто я ложно осыпал похвалами нынешний день; отнимите печаль от удрученных ею душ, как Господь отъял мертвенность от тел; лишенным чести возвратите честь, страждущим радость, несмелым дерзновение; как из гробов, изведите из мест заключения ввергнутых туда. Да процветет красота праздника, как цвет для всех. Ибо если день рождения человека-царя отверзает темницу, то победный день воскресшего Христа ужели не даст облегчения удрученным горем? Бедные, приветствуйте вашего кормителя, страждущие телесными язвами и лишенные членов - целителя ваших несчастий. Ради надежды воскресения и о добродетели мы заботимся и зло ненавидим; потому что если будет отнято воскресение, то окажется одно только имеющим силу для всех слово: ямы и пием, утре бо умрем (1Кор.15:32).

Обращая взор к этому дню, апостол презирает временную жизнь, сильно желает грядущей и, почитая ничтожным видимое, говорит: аще в животе сем... уповающе есмы... окаяннейши всех человек есмы (1Кор.15:19). Этот день причиною того, что люди становятся наследниками Богу и сонаследниками Христу. Этот день причиною, что та часть тела, которую съели плотоядные птицы за тысячу лет, окажется целою, что пожрали киты, собаки и морские животные, восстанет вместе с воскресшим человеком, что попалил огонь, что истребил червь в гробах и вообще все тела, которые после рождения уничтожило тление, будут отданы землею неповрежденными и целыми и, как учит Павел, воскресение совершится во мгновении ока (1Кор.15:52). Мгновение же ока есть сомкнутие век, и ничто не может быть быстрее этого; стараясь понять это по-человечески, по мере твоей силы, ты не можешь представить в душе своей, сколько нужно было бы измерений времени, чтобы, во-первых, сгнившие и обратившиеся в землю кости составить и сделать по-прежнему твердыми и гладкими, а соединенные из раздробленных опять привести в стройный порядок и естественную связь.

Затем обрати внимание на обложение их плотию, на протяжение мускульных связок, жил и артерий, тонких каналов, распространяющихся под кожею, на несказанное и бесчисленное множество душ, исходящих из некоторых тайных обиталищ; каждая из них узнаёт свое тело, как свою отличную от других одежду, и снова быстро вселяется в него, имея способность безошибочно различать при таком множестве однородных душ. Ибо представь в мысли все души от Адама и такое множество тел начиная от него; при таком количестве пустых домов и домовладельцев, возвратившихся после долговременного отсутствия, все совершается необыкновенным образом, потому что ни дом не медлит возобновлением, ни хозяин не блуждает и не бродит без крова, отыскивая, где его, особенный дом, но прямо стремится к своему, как голубь к своей башне, хотя их много, все собрались около того же самого места и имеют сходный внешний вид. Откуда опять воспоминание и оценка прежней жизни и мысль о каждом деле, так быстро возникающая вместе с живым существом, разрушившимся за столько веков? И от глубокого сна пробудившийся человек несколько времени не сознает, что он и где, и забывает об обычных вещах, пока бодрствование, рассеяв отупение, опять оживит силу памяти и энергию. Это и подобное, приходя на мысль людям, поражает разум необычайным удивлением и возбуждает вместе с тем недоверие к чуду. Ибо так как ум не находит разрешения недоумениям и вопросам и не может успокоить свою любознательность исследованием и разрешением, то он наконец по слабости своих мыслей склоняется к неверию своих мыслей, отрицая и отвергая истину этих предметов. Но поскольку наше слово, двигаясь своим путем, дошло до вопроса, о котором постоянно говорят, и этот предмет близок и сроден настоящему празднику, - то мы, мало-помалу возведя предстоящий вопрос к приличному началу, попытаемся вполне убедить напрасно сомневающихся в ясных вещах.

Создатель всего, восхотев сотворить человека, привел его в бытие не как презренное животное, но как существо, честию превосходящее всех, и назначил его царем поднебесной твари. Имея это в виду, создав его мудрым и боговидным, украсив многими дарами, ужели с тою мыслию привел его в бытие, чтобы, родившись, он разрушился и подвергся совершенной гибели? Но это была бы пустая цель создания, и такого рода намерение было бы крайне недостойно приписывать Богу. Ибо в таком случае Он уподоблялся бы детям, тщательно строящим домики и скоро разрушающим построенное ими, так как их рассудок не имеет в виду никакой полезной цели. Но учение веры говорит нам совершенно противное - что Бог сотворил первозданного бессмертным; когда же произошло преступление и грех, то в наказание за прегрешение лишил его бессмертия; потом Источник благости, преизобилующий человеколюбием, сжалившись над делом рук Своих, украшенным мудростию и знанием, благоволил вновь восстановить нас в прежнее состояние.