Закладки
+
Оглавление
Андрей Критский, свт.
Слово на Всеславное Воздвижение Креста
Описание и отзывы
С тех пор, как существует Крест Христов, Христу приносится поклонение. Со времени Креста Христова мы познали Сына Божия. Со времени Креста Христова мы чтим Сына со Отцем. Со времени Креста Христова обряды Иудейские упразднились, язычество пало, христианство возвеличилось, воздух освятился, мы освободились от кровавых жертв, соделавшись участниками в безкровном жертвоприношении. Со времени Креста Христова разсеялось демонское зловоние, и мы стали обонять духовную воню мира излияннаго (Песн.1:2). Со времени Креста Христова обратились в ничто баснословныя родословия богов. Со времени Креста Христова мы исповедуем таинство Богорождения Иисусова по человечеству. Со времени Креста Христова мы познаем безначальное Начало, происходящее из Начала предвечнаго. Со времени Креста Христова мы научены веровать в Отца и Сына и Святаго Духа, и отвергли пагубный и суетный бред языческаго многобожия. Со времени Креста Христова мы отгнали от себя тени предзнаменательных образов и примирились с светом истины благодатию. Со времени Креста Христова смерть презирается, истуканы сокрушены, заклания животных в жертву прекратились, демоны прогнаны, идольския капища разрушены до основания. Повсюду Церкви, алтари, песнопения, всенощныя бдения; повсюду богословие, совершение крещения, единодушие верующих, познание Писаний, презрение к земному, стяжание небесных благ, общение с Богом. Но для чего много говорить? Со времени Креста Христова люди сожительствуют с Ангелами, небо отверсто для земнородных, и Бог присутствует и вселяется между человеками.

О Кресте, Христова и наша многоименитая похвала! О древо благознаменитое, на котором Христос распростерся! Лоза безсмертия, из которой Христос-виноград, источил для нас жизнодательное питие! О Кресте, коим изглаждено рукописание греха, и начертан завет свободы! О Кресте - сокровище неисчисленных благ, путеводитель к раю, ключарь царствия, разрешитель грехов, дарователь побед. Христос, распятый на тебе, соделал тебя древом жизни. Христос, пригвожденный к тебе, соделал тебя лествицею, ведущею к небесам. Христос, повешенный на тебе, явил тебя ходатаем благословения. Христос, распростертый на тебе, разрешил узы скованных грехом. Христос, добровольно вознесенный на тебя, совознес с собою мир. Христос, вознесенный на тебя ради нас, совлек меднаго змия, вознесеннаго на знамя. Нет более меднаго змия, который чрез одно воззрение на него, исцелял язвы уязвленных змиями. Нет уже более змия стерегущаго пяту при пути (Числ.21:8). Уже более не проклят всяк висяй на древе (Втор.21:25). Каким это образом? Таким, что благословенный отрок Иисус, Сын Божий, пременил нам клятву в благословение. Крест уже не есть более предмет проклятия; клятва пригвождена ко Кресту; Христос уничтожил клятву, и низвел на нас благословение.

Сей-то Крест Христов соделался для нас источником всех благословений. Он называется различными именами. Он именуется жезлом правоты, царствия, силы, наследия. Престол Твой Боже в век века: жезл правости, жезл царствия Твоего. - Избавил еси жезлом достояния, твоего (Пс.44:7. 75:2). Жезл силы послет ти Господ от Сиона. Именуется палицею: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста (100:2); древом жизни: Древо живота ест всем держащимся ея (премудрости), и восклоняющимся на ню, яко на Господа, тверда (Притч.3:18) - древом: и будет яко древо насажденное (Пс.1:5) - где? Давид указует: при исходищах вод; - каких вод? Богодухновенных Писаний. Крест именуется подножием: Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть (Пс.98:5), местом: внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его. - Аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание: дондеже обрящу место Господеви, селениe Богу Иаковлю (Пс.131:7.4.5). Патриарх Иаков предзнаменовал сей Крест, когда крестообразно возложил руки на внуков своих, Ефрема и Манассию (Быт.48:14). Тот же Патриарх предъизобразил Крест, когда поклонился на верх жезла Иосифу (47:31). Жезл того же Патриарха Иакова был образом Креста при переходе чрез Иордан. Ибо Иаков говорит: с жезлом сим преидох Иордан (32:10). И несколько прежде явлено было Аврааму знамение Креста в образе рогов держимаго в чаще овна (Быт.22:13), когда Патриарх таинственно совершал прообразовательную жертву, предзнаменовавшую Распятаго.